?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Среда. Проект Владимира Смоляра "Бестиарий". - biennale_poetov
biennale_poetov
biennale_poetov
Среда. Проект Владимира Смоляра "Бестиарий".

О загадочном действе, которое планируется провести в рамках Биеннале, мне было известно заранее. Говорилось, что это будет не то перформанс, не то вообще опера, в которой современные поэты и современные композиторы работают совместно. Поэты пишут стихи на заданную тему, а композиторы сочиняют музыку - но не "на стихи", а, скорее, "к стихам". Связь между музыкой и текстом должна быть ассоциативной. А поскольку такие вещи импровизацией быть не могут, то группа поэтов и композиторов, во главе с художником Владимиром Смоляром начала разрабатывать диковинную идею еще весной. Ничего подобного, кажется, не существовало чуть ли не со времен символистов с их одержимостью синтезом искусств, и потому заранее представить, как "срастутся" отдельные составляющие проекта  было сложно. Ведь не секрет, что творческие "тусовки" практически непроницаемы друг для друга, и людей, которые способны мыслить не категориями какой-то одной "практики", а искусства в целом сейчас крайне мало. Посвященные с напряжением ждали, чем же все это обернется. Простое "чтение под музыку", в духе мелодекламации означало бы провал. Возникновение чего-то третьего, некоей синтетической субстанции означало бы победу. Но что станет  "точкой роста" для нового жанра, было неясно.

И вот, получив рассылку, текст которой ниже приведен полностью, и покинув ради такого дела презентацию американской антологии (см. отчет Л. Костюкова в biennale_poetov) я направилась в Музей Прокофьева. 
Текст рассылки: 
 «
24 октября 2007 в Музее Сергея Прокофьева (м. Театральная/Охотный ряд, Камергерский пер., д. 6, тел. 692-79-59) состоится перформанс - генеральная репетиция проекта Владимира Смоляра "Бестиарий".

 

Одиннадцать поэтов Владимир Аристов, Игорь Вишневецкий, Мария Галина, Марианна Гейде, Вадим Месяц, Андрей Родионов, Мария Степанова, Андрей Тавров, Борис Херсонский, Шиш Брянский и Аркадий Штыпель, и присоединившийся к ним голос Д. А. Пригова, пять московских композиторов Сергей Загний, Владимир Мартынов, Фёдор Софронов, Ольга Субботина и Антон Ровнер, при участии "Ансамбля ХХ век" - руководитель Мария Ходина, дирижёр Константин Хватынец, - и режиссёра Сергея Головецкого, представят двенадцать дорогих их сердцу существ: от летучего волка до обезьяны, от мамонта до кельтской черепахи.

 

Александр Иличевский ознакомит публику со своим взглядом на звероведение.  

Начало в 19.30 ровно»


Довольно долго мы ожидали начала действа. Народу было много, как потом выяснилось - больше, чем мог вместить в себя не столь большой зал музея. 
Игорь Вишневецкий выступал в роли ведущего и главного распорядителя, объявляя номера программы и синхронизируя действия поэтов и оркестра. Смоляр стоял немного в стороне, и следил за воплощением своего замысла. Поэты сидели в первом ряду зала, душного и полного народу, где помимо литературных лиц было замечено и несколько весьма значительных музыкальных, в частности, профессор консерватории Алексей Любимов, и вообще, состав публики резко разнился от привычного по московским литплощадкам. Было заметно, что поэты несколько волнуются, в отличие от музыкантов, более приспособленных для подобного рода коллективных действ. И, кроме того, если поэты  не то чтобы следят за современной музыкой, но хотя бы имеют представление о том, что же это такое, то вряд ли   люди из музыкального мира просматривают перед сном приложение к журналу «Воздух»…

 

Так или иначе, оно началось. Иличевский отсутствовал, а вместо объявленного Хвастынца ансамблем «Двадцатый век» дирижировал блистательный и невероятно артистичный Вячеслав Валеев (http://www.valeev.info/first.htm) . Причем «сцена» была устроена так, что музыканты, вопреки распространенной практике, сидели спиной к публике, а дирижер, напротив,  стоял к залу лицом. И тем самым  становился одним из полноправных персонажей «спектакля». Он не просто дирижировал – он перевоплощался в музыку, разыгрывая мимически и пластически не только рисунок мелодии, но и тех персонажей, которым она была посвящена. Так поэзия перетекала в музыку, а музыка, становясь наглядной – в зрелище. Мимический рисунок «роли» дирижера повторялся в мини-клипах, составленных из фотографий поэтов работы самого Владимира Смоляра. Так и создавалось особое пространство, пространство синтеза: из распаренного зала вырастал диковинный бестиарий, где, как в бестиариях средневековых, каждое животное – символ, и раскрывает некую сторону человеческой  сущности.

 

Разумеется, в этой ситуации нового для звучащего поэтического слова контекста  оно не могло не обнаружить и каких-то иных, неизведанных сторон. Музыка отчуждала слово от произносящего, замыкала  в себе, требовала  следования не внутреннему темпоритму, привычному для любого читающего свои стихи поэта, а ее собственному. Что не всем удавалось в равной мере и степени. Более всего, пожалуй, Родионову (что неудивительно), чей «Дельфин» трубил и выныривал под выдуваемый духовиком тоненький иронический звучок. Потряс публику, вызвав аплодисменты, Шиш  Брянский, который спел песню про котю под аккомпанемент Федора Софронова, пародируя шансон, а когда он закончил, мелодия была подхвачена оркестром, вложившим ее в звуковой «футляр» пародийных же цитат из музыкальной масскультуры. И, конечно Дм. А. Пригов, работу которого в проекте оборвала внезапная смерть.    Однако, он успел сделать запись своего выступления (это было чуть ли не последнее, что он успел сделать в литературе перед кончиной). Его волк летал и выл над головами зрителей. Мария Степанова («Обезьяна»), Марианна Гейде («Рыба») и Мария Галина («Мышь) слегка отклонились от линии, заданной оркестром – в сторону индивидуальной, своей фирменной интонации. Мамонт Аркадия Штыпеля топал, как и положено мамонту, внушительно и напролом. Мелодия шла вслед. Усложненная композиция текстов Андрея Таврова («Бабочка», разумеется: это центральный мотив его творчества, как поэтического, так и прозаического), Владимира Аристова («Снежный лев») и Игоря Вишневецкого («Олень»)  - авторов примерно одного круга, склонных к метафизическим аллюзиям, к выстраиванию насыщенного метафорического рисунка, более всего гармонировала со столь же усложненным мелодическим рисунком современных музыкальных текстов. Но эта гармония достигалась в основном за счет структуры, а не за счет исполнения как такового. В случае же Вадима Месяца происходило другое: наложение друг на друга двух музыкальностей, поскольку стихи Месяца в его исполнении удивительно просторно звучат, сочетаясь с музыкой, как пастушья свирель, поющая в горах – с пейзажем. «Верблюд» Бориса Херсонского начинал шествие зверей и замыкал его, поскольку сразу два композитора захотели написать музыку  к его тексту. Здесь оркестр играл, скорее, не верблюда, а его автора – в обоих случаях.

 

Так что, можно констатировать успех. Текст, чтение, музыка, изображение срослись в целое. Синтез осуществлен.

 

О Владимире Мартынове http://www.devotiomoderna.ru/rus/persons/martynov.php

О Сергее Загнии http://theremin.ru/people/zagny/index.html

 

 

2 comments or Leave a comment
Comments
From: key_linn Date: October 27th, 2007 08:59 am (UTC) (Link)
И, кроме того, если поэты не то чтобы следят за современной музыкой, но хотя бы имеют представление о том, что же это такое, то вряд ли люди из музыкального мира просматривают перед сном приложение к журналу «Воздух»…
крайне спорный момент. я сомневаюсь что найдется много поэтов, способных вспомнить хотя бы полдюжины композиторов моложе 50 лет. равно в общем-то и для композиторов - поэзия поколения Седаковой-Шварц-Кривулина вполне знакома, более поздняя же - вряд ли (за некоторым исключением, которое, естественно есть всегда). тем более странным представляется всяческое отсутствие корреляции (хотя бы поколенческой) между участниками проекта.
kvita From: kvita Date: October 27th, 2007 06:34 pm (UTC) (Link)

оффтоп

Я что-то не пойму, закрытие фестиваля 27 октября.. а изначально заявлено Биеннале поэтов с 20 октября по 12 ноября. Может, кто что разъяснит? Какая программа до 12 ноября? Спасибо
2 comments or Leave a comment